Развитие речи у ребенка проходит несколько очень важных этапа: вокализации, гуление, лепет и появление новых слов – в первый год жизни. В норме первая фраза появляется у ребенка с 1,5 – 2 лет. Вот несколько важных «звоночков» для родителей:

  • Если не начал говорить в 2 – 2,5 года нужно уже прийти на консультацию, чтобы выявить причины и начинать что-то предпринимать.
  • Если же ребенок начал говорить, но сложно понять его речь, так же можно обратиться за консультацией – чтобы предпринять меры по предотвращению неправильного звукопроизношения или возможно нарушений слоговой структуры слов.
  • Если ребенку уже 6 лет, а он до сих пор не выговаривает некоторые звуки –ОБЯЗАТЕЛЬНО СПЕШИТЕ К ЛОГОПЕДУ!
  • Ваш ребенок уже школьник, но имеет трудности с чтением и письмом – так же необходимо обратиться к специалисту для выявления причин этого.

Детский возраст – самое лучшее время для развития речи. Самый благоприятный, так называемый сензитивный период, это с 4 до 7 лет. Некоторые полагают, что с возрастом все звуки и так появятся у ребенка. Безусловно, так бывает, но очень редко. Ребенку требуется помощь и необходимо, чтобы специалист «попросил» все органы артикуляции максимально активизироваться. Очень часто случается так, что причина нарушений речи не только в трудностях язычка двигаться, я все гораздо серьезнее. Это может определить только специалист.

Любой логопед скажет вам, что это очень индивидуально. Хотя существуют средние нормы. Примерно 10-12 занятий на один звук. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, сложности его дефекта. После 2-3 занятий можно точнее сказать, так как уже будет видно, как речевой аппарат ребенка быстро привыкает к новым укладам. Поставить звук достаточно быстро, а вот ввести его в речь – сложнее. Весь процесс можно сравнить с  занятиями танцами. Сначала разучиваются движения, а только потом необходимо много – много раз повторить, чтобы все тело запомнило, как нужно двигаться. Потом можно танцевать и не задумываться, какое движение будет следующее. Так и в произношении: сначала необходимо звук поставить изолированно, затем научить речевой аппарат произносить слоги и только потом – слова, а чтобы в речи этот звук был, нужно отработать его произношение в чистоговорках и скороговорках таким образом, чтобы уже не задумываться о том, куда и как поставить язык или как необходимо держать губы.

Логопедическое обследование необходимо для выявления причин дефекта и выстраивания дальнейшего пути помощи. Здесь подробно обследуется речь ребенка: не только произношение, но и умение слышать звуки ( фонематическое восприятие) в своей и в речи окружающих, объем словарного запаса, не только активного, которым ребенок пользуется, но и пассивного, то есть понимание речи окружающих), умение обобщать слова по группам, наличие аграмматизма, проверяется возможность связного высказывания, а также проверяются не речевые психические функции, которые напрямую связаны с речью(мышление, память, внимние и другие). Так же ведется подробная беседа с мамой о том, как протекала беременность и роды, как развивался ребенок в первый год, уточняется речевое развитие малыша ( первые слоги, слова, фраза). Обобщая и анализируя полученные данные, выявляется причина нарушения развития речи и намечаются пути преодоления дефекта.

В работе по исправлению звукопроизношения успех и быстрый результат возможны только в случае совместной работы логопеда, других специалистов, родителей и самого ребенка.

Нужно понимать, что  во время занятий логопед, в первую очередь, тренирует речедвигательные мышцы ребенка, формирует новую мышечную память. Поэтому все задания, которые даются на дом, необходимо выполнять и отрабатывать. Именно таким образом можно выработать необходимые умения и навыки.

Задать вопрос